ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОРТФОЛИО педагога
Портфолио должно показать, что педагог действительно достиг за определенный период более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Лучше всего портфолио начать с небольшой творческой визитки, самопрезентации его автора, небольшого эссе - философских размышлений о профессии и о своей миссии в школе, своих ценностных ориентациях, мотивации деятельности и целях развития.
Постоянное осмысление своей работы и достижений делает автора не столько наблюдателем, сколько исследователем своего прогресса и субъектом собственного развития. В любом случае портфолио должно содержать образцы (или копии) лучших авторских работ, расположенных в определенном порядке, иметь оглавление для быстрой ориентации в документах. Все документы, отражающие суть работы, должны быть выполнены очень качественно.
Ведение портфолио стимулирует «запуск» механизмов самооценки, самоконтроля и саморазвития его владельца, а также механизмов формирования мотивации достижений, поскольку здесь акцентируется внимание, прежде всего на достижениях.
Структура портфолио может быть разнообразной. Приведем примерный образец.
Примерная структура портфолио:
· Титульный лист
· Творческая визитка автора. Педагогическое кредо
· Общие сведения о педагоге (краткая трудовая биография, данные о повышении квалификации и его профессиональной подготовке)
· Тема и цель ведения портфолио
· Результаты профессиональной деятельности педагога. Основные задачи на предстоящий (конкретный) период. В данный раздел помещается также информация о поступлении учащихся в учебные заведения соответственно профилю работы кружка, результативность участия в конкурсах, фестивалях, форумах, работа педагога с одаренными детьми и т.д.
· Учебно-методическая деятельность
· Документы и материалы из опыта работы. Их подбор зависит от содержания профессиональной деятельности, уровня мастерства, темы и цели портфолио
· Внеклассная работа по предмету
· Консультативный материал для педагогов и родителей
· План самообразования (индивидуального роста) педагога
· Дипломы, грамоты, благодарности, полученные педагогом
· Рефлексивные записки с анализом процесса индивидуального или коллективного развития, творческой активности, наиболее рациональных форм работы и средств достижения поставленных целей.
Разделы портфолио
Титульный лист
На титульном листе должна содержаться следующая информация:
· название отдела образования, спорта и туризма районного, городского исполнительного комитета ;
· фамилия, имя, отчество педагога;
· название кружка (клуба, направления деятельности);
· полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог;
· адрес учреждения образования, телефон, факс;
· год.
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
· фамилия, имя, отчество, год рождения;
· образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
· общий и стаж работы в должности;
· квалификационная категория;
· повышение квалификации (название учреждения образования, в котором прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
· наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
· дипломы различных конкурсов;
· другие документы по усмотрению педагога.
Данный раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
В раздел помещаются:
· материалы о результативности образовательного процесса;
· сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании участия воспитанников в конкурсах, фестивалях, форумах;
· результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
· сведения о наличии медалистов;
· сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п.;
· сравнительные таблицы уровня усвоения учащимися программы кружковой работы, уровня воспитанности учащихся;
· документы, подтверждающие творческие достижения учащихся;
· самоанализ педагогической деятельности педагога по годам обучения.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности педагога за определенный период.
Раздел 3. Учебно-методическая деятельность
Этот раздел содержит методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
· образовательную программу работы кружка (творчески модифицированную, авторскую);
· обоснование выбора используемых образовательных технологий;
· обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
· использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
· работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим кабинетом, ИПК, АПО, вузами и другими учреждениями;
· участие в проведении научных исследований;
· программа и результаты инновационной деятельности;
· планы занятий;
· методические разработки тем;
· темы творческих работ и проектов учащихся;
· список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися;
· список победителей конкурсов, фестивалей, акций, интеллектуальных марафонов и др.;
· образцы (фото, копии) творческих работ воспитанников;
· материалы творческих отчетов;
· план индивидуального профессионального роста;
· диагностические материалы;
· анализ методических материалов и авторских разработок;
· авторские программы и проекты;
· рефлексивные записки.
Раздел 4. Работа педагога по обобщению опыта
В раздел помещаются материалы, свидетельствующие о работе по обобщению и распространению собственного педагогического опыта:
· участие в неделях учреждений дополнительного образования детей и молодежи;
· участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
· участие в организации и проведении семинаров, мастер-классов, конференций, стажировок и т. п.;
· разработка авторских программ, научно-методических материалов;
· выступления перед педагогической общественностью;
· наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей, творческие отчеты, рефераты, доклады;
· участие в международных конференциях, конкурсах, проектах.
Раздел 5. Учебно-материальная база
В этом разделе:
· выписка из паспорта учебного кабинета (студии, мастерской);
· список методической и справочной литературы ;
· список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
· наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр и др.);
· наличие компьютера и компьютерных средств обучения;
· аудио- и видеоматериалы;
· наличие дидактического материала, макетов, образцов изделий, муляжей и т. п.;
· другие документы по желанию педагога.
Автор может дополнительно включить раздел «Отзывы о педагогической деятельности и ее результатах».
В данный раздел помещаются отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей, бывших кружковцев, а также самоанализ деятельности.
ПОРТФОЛИО коллектива
1. Титульный лист (обязательно указывается полное название учреждения образования, коллектива)
2. Содержание портфолио
3. Педагогический коллектив (руководитель, педагог(и) коллектива)
3.1 Визитная карточка
Ф.И.О.
фотографии;
образование (образовательное учреждение, год окончания, специальность, квалификация);
должность (указать полное название структурного подразделения);
стаж педагогический;
стаж в должности;
наличие квалификационной категории (год присвоения, подтверждения);
и др.
3.2 Самоанализ деятельности
Пишется в свободной форме и может иметь следующую структуру: основные идеи, которыми педагог(и) руководствуется в своей деятельности, его кредо; выделение главных целей и способов их достижения, характеристика своей профессионально-педагогической и творческой деятельности, наиболее значимые достижения, перспективы.
4. Детский коллектив
4.1 Визитная карточка коллектива
название коллектива;
фотографии;
год создания;
год присвоения звания;
состав коллектива (название объединений по интересам, Ф.И.О. педагогов);
направления деятельности;
количество учащихся, их возраст;
и др.
4.2. Организация образовательного процесса
В разделе могут быть представлены материалы по организации образовательного процесса:
- программа объединения по интересам;
- перечень УМК к образовательной программе;
- технологические карты или конспекты (разработки) лучших занятий;
- самоанализ занятий;
- информационно-аналитические материалы (мониторинг, тестирование и т.д.);
- перечень используемой педагогами современной литературы;
- перечень используемых педагогами электронных образовательных ресурсов (интернет-ресурсы, создание собственного сайта, ведение профессионального блога и т.п.).
4.3 Организация учебно-творческой, воспитательной, выставочной, благотворительной, общественно-полезной деятельности
В этом разделе представляются информация, методические разработки и сценарии различных мероприятий, ставших традиционными для коллектива, проекты социально-значимой и творческой направленности.
4.4 Динамика учебно-творческих достижений учащихся
В разделе должны быть представлены самые значимые мероприятия:
1. Достижения воспитанников.
№ |
Название конкурсов, выставок, фестивалей, смотров и т.д. |
Год |
Кол-во детей |
Результат |
|
областной уровень мероприятия |
|||||
республиканский уровень мероприятия |
|||||
международный уровень мероприятия |
|||||
2. Преемственность обучения (поступление воспитаннико в учреждения высшего образования, другие профильные объединения и учреждения).
3. Отзывы о педагогической деятельности и её результатах (характеристики, рекомендации, отзывы руководителей, коллег, родителей, выпускников, публикации в СМИ, ТVсюжеты, и т.п.).
Можно по своему усмотрению включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п., отражающие его индивидуальность. В портфолио могут быть помещены иллюстрирующие деятельность фотоматериалы.